Главная » Статьи » Мои статьи |
Он охранял небо Родины В марте музей посетила Тамара Алексеевна Самарина, жительница Севастополя, и сообщила о своём желании передать на хранение семейные реликвии – личные вещи её отца, Самарина Алексея Михайловича, боевого лётчика, участника Великой Отечественной войны.
Родился Алексей Михайлович в г. Дятьково 30 марта 1923 года, В раннем детстве после встречи с лётчиком, квартировавшем в их доме по ул. Ленина, 142 (тогда ул. Брянская), «заразился» небом. Его мама Анастасия Михайловна Самарина (в девичестве Захарова) рассказывала, что впоследствии Алёша забирался под стол и ожесточённо и увлечённо строгал самолёты… Рано лишился отца (Самарин Михаил Петрович), и на плечи Алёши легли все мужские заботы. Семья была многодетная: четыре сестры (Лида, Нина, Соня, Галина) и он, единственный брат. Занимался заготовкой дров, сена, огородом, садом, ремонтными работами по дому, уходом за скотиной и птицей. После окончания школы, учился в индустриальном техникуме, учёбу в котором совмещал с посещением аэроклуба. С 1941г. по По окончании войны служил в дальней бомбардировочной авиации Северного флота пилотом. В 1952 году капитан Самарин Алексей Михайлович – командир авиазвена, зам. командира авиаэскадрильи 9-го гвардейского авиаполка 5-й Минно-торпедной авиадивизии – совершил подвиг: он сумел посадить объятый пламенем самолёт.
Выписка из статьи Героя Советского Союза гвардии подполковника И. Склярова, посвящённой 44-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского флота (газета «На страже Заполярья», №46 от 23.02.1962г.)
Вспоминается такой случай. Лётчик Самарин, выполнив задание, вёл машину на аэродром. Вместе с ним на борту находились штурман и радист-стрелок. Всё шло нормально и, казалось, ничего не мешает совершить посадку. И вдруг отказал один мотор, потом на нем возник пожар. Можно покинуть самолёт. Но, ведь, использованы ещё не все возможности, и Самарин, используя их до конца, ведёт машину на посадку. Несмотря на пережитую опасность и огромное напряжение, ему удаётся отлично приземлить самолёт, но заклинило люк, и радист-стрелок не мог выбраться из кабины. Несмотря на грозившую опасность, Самарин помог ему. Когда лётчику за отличную боевую выучку и мужество, проявленные при выполнении задания, объявили поощрение, в ответ прозвучало: «Служу Советскому Союзу».
Из воспоминаний дочери: Я была маленькой, но помню этот день. У папы были полёты. Самолёт находился над морем, когда загорелся мотор, пламя быстро перекинулось на крылья… Очевидцы видели как в небе летел самолёт, объятый пламенем, от него отделялись горящие куски крыльев… Была команда с земли: катапультироваться, но тогда самолёт рухнет на город… Лётчик принимает решение тянуть до аэродрома. Сумел посадить горящий самолёт. У стрелка – радиста заклинило люк, он звал на помощь: «Командир, заклинило!...» Папа мгновенно подскочил, поддел люк (он всегда был умелым, находчивым с моментально - правильной реакцией на обстоятельства) и когда они: папа- командир самолёта, штурман и стрелок-радист, откатились под откос, самолёт взорвался. Из-за сопки был виден огромный чёрный столб взрыва (я это помню). Мы тогда проживали в гарнизоне, который назывался Большой аэродром. Все трое лётчиков остались живы, в это время у всех троих лётчиков жёны были беременные, и впоследствии все три женщины родили сыновей… Господь сохранил отцов сыновьям… 21 яваря родился мой братик Коля, Самарин Николай Алексеевич, капитан 1-го ранга, окончил Академию в Ленинграде, В настоящее время в запасе, проживает в г. Северодвинске. Папе тогда было 29 лет…и он потом ещё 18 лет летал на различного типа самолётах бомбардировочной дальней авиации. Горел он на самолёте типа «Кобра», американского производства (они очень часто бились…их вскоре сняли с вооружения).
Служба шла… Самарина перевели в Сафоново Мурманской области на должность инструктора ВВС, затем, в 1962 году – в Севастополь, на Черноморский флот – старшим инспектором ВВС в звании подполковника. До 1970 года Самарин А.М. не прощался с небом, продолжая полёты. А затем, до выхода в отставку в 1982 году, служил в Севастопольской войсковой части старшим техником вычислительного пункта, далее – зав. складом топографических карт. Награждён Самарин Алексей Михайлович орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Ветеран Вооружённых Сил СССР» и многими памятными и юбилейными медалями к знаменательным датам в истории страны. «Авиационный знак классности лётчика 1 класса», знак «Инструктор-парашютист, 110 прыжков», памятный знак «Победителю социалистического соревнования в честь 50-летия Октября», многочисленные грамоты и благодарности, вручённые ему во время службы в Военно-Морском флоте, свидетельствуют о безупречном исполнении воинского долга.
Талантливый человек – талантлив во всём
Алексей Михайлович увлекался рисованием, В доме по ул. Ленина, украшая стены, висели три его картины (копии маслом): «Витязь в тигровой шкуре», «Осень», «Охотники на привале» (где они сейчас?). Прекрасный семьянин, любящий, и заботливый отец, он старался проводить как можно больше времени с дочерью и сыном. Семейные поездки во время отпуска на юг заканчивались обязательным заездом на родину в Дятьково. Здесь они любили ходить в лес за грибами, встречались с родными и друзьями за празднично накрытым столом в саду. А, так как, очередным увлечением Алексея Михайловича было фотографирование, все важные для семьи события запечатлены на фотоплёнках, а снимки сохранены детьми и внуками. Дочь вспоминает, что отец был и «асовским» водителем. Начинал с мотоцикла, затем – «Победа», «Жигули», «Лада».
Тамара Алексеевна Самарина:
А как он любил своих внуков! С ними он общался с пеленок, каждый миг их жизни запечатлен в фото… Мой сын Алёша и две девочки моего брата Настя и Катя… Сейчас они уже взрослые, самостоятельные, люди и специалисты в области своей трудовой деятельности. Все помнят и любят деда. В День Победы несут его портрет в «Бессмертном полку» – это портрет в кабине пикирующего самолёта «Кобра». А вместе с внуками гордятся своим прадедушкой его правнуки: Маша, Ева, Соня… и тоже идут вместе с мамами и моим папой, их дедом и прадедом, в Бессмертном полку… Мама как-то сказала (процитировав, кого не помню, недословно): «Для воспитания детей нужна забота матери и мудрый направляющий взгляд отца». Сейчас я думаю, что в нашей семье именно так и было… Прожил мой папа 72 года – такая короткая, но такая ёмкая жизнь! На поминках Алексея Михайловича (он умер в Севастополе 2 августа 1995 года) присутствовало много сослуживцев и друзей семьи, говоривших о том, каким талантливым лётчиком он был, как умело, переучивал и выводил на классность пилотов. С полуслова его понимали даже иностранные лётчики, проходящие у него стажировку и повышение квалификации. Подруга дочери сказала: «Рядом с ним каждый начинал ощущать себя личностью, способной на многое». Отцовское воспитание сказалось на выборе профессии Тамарой Алексеевной. Вся жизнь её связана с морем – работала начальником лаборатории консервного производства, за 40 лет трудового стажа побывала во многих странах мира. Вскоре мы получили большую посылку с обещанными раритетами: документы, грамоты, благодарности, фотографии, почтовые открытки, лётная форма Алексея Михайловича. Став музейными предметами, эти вещи получат новую жизнь, будут представлены на выставках и в экспозициях музея. Тамара Алексеевна Самарина в сопроводительном письме: «Конечно, все эти реликвии мне очень дороги. Но я убеждена, что у вас всё это сохранится на многие-многие годы. Пусть дятьковские мальчишки и девчонки вдохновляются его примером. Когда мы приезжали в Дятьково в детстве, папу встречали, как космонавта. Я думаю, немного таких лётчиков вышло из Дятьково, и немногие сыновья так трепетно и нежно любили свою малую Родину, как мой папа. Эту любовь он привил и мне с братом. Дятьково – это один из лучших городов на планете Земля и очень любимый». | |
Категория: Мои статьи | Добавил: главный (28.12.2020) | |
Просмотров: 343 |