Главная » Статьи » Мои статьи |
ИСТОРИЯ ХРАМА ПОКРОВА В ИВОТЕ. Город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, починок - так именовались жилые местности в старой Руси. Это уже было в те времена, когда образовалась оседлая жизнь россиян. Поселение Ивот начинается упоминаться с тринадцатого века. При Петре Первом село Ивот, как окруженное дремучими лесами, сделалось убежищем монахов. Среди населения до революции находили рукописи Святого писания. В 1785 году Мальцов выстроил в Ивоте стеклянную фабрику. Потому небольшой доселе поселок увеличился населением крепостных от других владений Мальцова, а также поселением беглых крестьян других помещиков. Центр Ивота первоначально назывался слободой, жители которой пользовались какими-либо льготами, причем эти льготы давались обществом. Слово погост было некогда во всем употреблении. Ранее погостом называли большие села, затем значение слово погост изменилось. В Ивоте называли погостом старое кладбище с часовенкой. Когда число церквей умножилось и таких поселений стало больше, погосты начали утрачивать прежнее значение и назывались селами. В позднейшее время селами стали называться деревни с храмами. Кто был в Ивоте, заметил, наверное, каменное здание в центре поселка. Вся эта прицерковная площадь насыпная, и насыпали её для того, чтобы именно здесь построить новую каменную церковь. В строительстве принимали непосредственное участие лошадники близлежащих деревень, относящихся к приходу Ивотской церкви. Самостоятельный приход из поселков Ивот образован в 1881 году. До этого времени Ивотская фабрика была приходом к селу Дятьково с 1810 года, а еще ранее к селу Фошня. Любители путешествовать ходили в Киев помолится в Печерских Лаврах. До 1900 года в состав прихода входил поселок Старь, из которого в указанном году был образован самостоятельный приход. Приход стал составлять Ивот и деревню Ивоток. Количество прихожан мужского пола 1303 душ, женского-1309. История деревянной церкви такова. Осенью 1871 года застучали топоры, запели пилы в непроходимых Брянских лесах. Плотничьи старосты, приехавшие из села Мокрое, Жиздринского уезда, указывали, какое дерево следует валить. Лучшую древесину поволокли в село Ивот, на слободу при фабрике. Плотники старались вовсю. К осени деревянный храм в честь покрова Божьей Матери был выстроен. 1883 году в нем были построены два боковых придела. В приходе имеется две часовни, одна выстроена 1872 году, другая в 1901 году для иконы Знамения Пресвятой Богородицы «Курской-коренной». По приговору мастеровых в 1898 году, из храма в эту часовню ежегодно совершается местный Крестный ход в память чудесного спасения этой иконы. Стены храма срублены из сосновых бревен, толщина которых 40-45 сантиметров. Сруб был установлен на каменный фундамент, накрытый берестой. Бревна ложились на войлочную паклю. Лаги для пола уложены на большого размера валуны, на одном из них и была выбита дата 1872 год. При церкви имелись две школы: второклассная и образцовая, при ней учащиеся ежемесячно отчисляли на содержание именной койки при Лазарете Духовенства -12 рублей 50 копеек, а также было сделано денежное пожертвование учащимися в Местный Комитет по оказанию помощи раненым. В этом же 1915 году приход составил 3265 человек. По описи в церкви свечей белых и золоченых 35 пудов 7 фунтов. Ладану 14,5 фунта, вина 51 бутылка. В 1928 году на Светлое Христово Воскресение из-за большого скопления верующих с потолка упала штукатурка, оглушив одного из прихожан. Кто-то крикнул: «Спасайтесь, конец света!». В узких дверях получилась пробка, так как каждый боялся, чтобы не помялась его пасха. С 1930 года в храме разместили пионерский клуб, причем колокольня и кресты были убраны. Что же произошло на самом деле в 1930 году?
Брянский ОКРИСПОЛКОМ Дятьковского района города Ивот членов-учредителей православно-христианской общины. Заявление. В дополнение к нескольким нашим заявлениям против закрытия приходского храма, считаем нужным присовокупить следующее: несмотря на все старания Ивотского Горсовета о закрытии церкви, население положительно этому не содействует и стоит за церковь. После скандала 7 ноября Горсоветом долго не предпринималось серьезных попыток к закрытию, за исключением с детьми. На 8 Марта, в женский праздник при большом стечении женщин в клубе Горсовет опять попытался поднять вопрос о церкви. Услышав это масса женщин, не исключая делегаток, так же как и 7 ноября, подняли шум и закричали: «Вы сорвали нам праздник 7 ноября, устроили тогда аресты, побои плачь и слезы, так и теперь хотите сорвать нам женский праздник? Мы не допустим этого, мы не желаем закрывать церковь и требуем вовсе снять этот вопрос с обсуждения. Мы собрались обсудить наши женские нужды, а не о церкви.» Волей неволей пришлось прервать собрание, заиграла музыка и обсуждение закончилось. Но в конце собрания, когда многие уже разошлись президиум опять заговорил о церкви. Подняли руки несколько детей, но Горсовету показалось этого мало. В январе месяце Горсовет наложил на церковь поземельный налог по 80 копеек с метра, всего на сумму 3840 рублей. Церковный совет 100 рублей в счет этих денег уплатил, но потом узнал, что этот налог, согласно циркуляра НАРКОМИНа СССР от 5 января 1930 года №195- незаконен и больше платить отказался. Горсовет же потерпев неудачу 8 марта, на другой день 9 марта вызвал к себе председателя Церковного Совета В.И. Митина и потребовал упомянутый налог, угрожая в противном случае немедленно закрыть церковь. В этот же день 9 марта школьники и пионеры, занявшие под клуб отобранную у церкви сторожку, собравшиеся туда без всякого призора начали бросать в церковь камнями, разбили в ограде фонарь и в паперти церкви выбили стекла. Председатель Церковного совета Митин, пошел и заявил об этом в Горсовет. Последний обещал расследовать дело, но до сих пор не расследовал, насколько вообще Горсовет поверхностно ведет дело о церкви доказывает следующий факт: после известного скандала 7 ноября милиция по просьбе Горсовета составила протокол и записала в него такого человека бемского мастера Михаила Афанасьевича Куксина, который ни 7 ни 11 ноября в Ивоте не было, он ездил за 50 верст за хлебом, тем не менее, по заявлению Горсовета нарсудья 24 января присудил Куксина совершенно невинного к 2 месяцам принудительных работ. Бедняга Куксин выставил самых верных свидетелей, но Горсовет твердил одно, что был 11 ноября в клубе и Куксин. Все граждане этим произволом были крайне поражены. И этого мало о надзирателе города Мельникове, который 7 ноября нанес трем лицам побои на суде не было и речи, а многим невиновным женщинам суд объявил почему-то выговор. Опять повторяем, что Ивотская церковь остается теперь одна на 50 верст в окрестности. Что мы охотно отдаем Горсовету большую не обделанную церковь обо всем изложенном мы уже неоднократно писали, поэтому вновь просим Окрисполком сложить с нас налог 3740 рублей ( 100 уплатили) и оставить нам нашу маленькую церковь-часовню для молитвы верующих, как города так и окрестных поселков. Такова воля всего прихода. Председатель общины верующих В.А.Митин Члены учредители (ГАБО ф.89, on 1, д.435, л.569) Итак, с 1931 года Ивотская Покровская Церковь прекратила свое существование. В 1942 году на несколько месяцев вновь заработала бывшая церковь и потом вновь надолго заглохла. С 1943 по 1961 год в помещении бывшей церкви находился клуб поселка Ивот. В 1951 году кинобудку построили на новом месте, а где была колокольня сделали сцену и повесили белоснежный экран. В 1942 году немцы привезли погибших 18 верных своих слуг - «полицаев» и произвели захоронение в районе кинобудки. Что касается новостроения каменной церкви, то будет другой рассказ не менее интересный чем первый. В бытность управления управляющего Ивотской стекольной фабрикой Маурина Михаила Александровича священник церкви Красников Павел Николаевич, якобы из-за своей лени и хворобы, решил, что новый храм надо строить рядом со старой деревянной церковью. Определяя именно это место, Красников Павел Николаевич, будучи довольно грамотным человеком, определил, что будущий храм будет виден со многих сторон Ивота. Были и другие предложения. Священник Богословский Георгий предложил новый храм строить на пустыре, где играли в какую-то новую заморскую игру - футбол. На этом пустыре и было второе футбольное поле. Первое поле было в районе улицы Базарная (Зины Ивановой). Площадь для будущего Храма была сугубо гиблым местом. Грунт как болото поглощал все, что на это зыбкое место ложили тяжелого. Поэтому фундамент решили ложить на вбиваемые сваи. Сваи-околоши зарубались на острие, как карандаш и затем плотно забивались по периметру будущего Храма. Храм начали строить в 1906 году, перед Первой Войной. Здание хорошо видно с любой окраины поселка. Автор проекта для ивотчан остался неизвестным, так как памятная чугунная плита о закладке церкви не сохранилась. Автор этих строк видел эту чугунную доску в нише в районе будущего алтаря, однако старожилы Ивота запомнили только одно, что заложена церковь в честь Покрова Божьей Матери. Бывшая деревянная церковь, загораживающая новое здание по фасаду, должна была быть разобрана для строительных нужд новой церкви. Мотив построения нового храма объемной композиции на основе центрической формы главного подкупольного нефа в сочетании с крестообразным расположением портиков в плане вызван неоднократными повторениями в композициях других церквей нашего Дятьковского района. Кирпич для церкви делали в Ивоте из местной красной глины. Весь строй архитектуры храма простой и ясный несколько напряжен тяжеловесными, древнегреческого образца дорическими портиками. С трех сторон здания по проекту должны были примыкать портики, с двух сторон четырех колонные и со стороны колокольни - двухколонный портик, с четвертой - апсида алтаря. Фундамент был облицован норвежским гранитом. Купол на возвышенном барабане, прорезанным высокими окнами с полуциркульным верхом, увенчан декоративным барабанчиком с небольшим куполком с маковкой, над которой возвышался когда-то крест который в 30-х годах был спилен. Храм своим построением представляет композицию одноглавого Собора. Нижние окна украшены железными решетками, выполненными художественной ковкой. Колокольня имеет два яруса. Первый - квадратный в и ла над горой - круглый. На нижнем квадратном ярусе, имеющем оконные просмы,6ыпи установлены колокола разной тональности. Верхний ярус считался смотровым,наблюдательным. Некоторая суровость архитектуры: крупный масштаб его объемных элементов,членение стен вертикальными рустами создают ощущение мощи и непреодолимой силы, свойственных монументальному сооружению. В архитектурном решении храма отражается осознание народам своей силы и мощи Русского Государства. В 1929 году были свалены 8 колонн на щебень для построения цеха фурко. В 30 годы были сняты колокола, один из них долгое время висел на водонапорной башне, В 1951 году были свалены оставшиеся две колонны, а в 1953 году частично была разрушена апсида. Гранит с фундамента пошел на облицовку фундамента восьмилетней школы, построенной в 1936 году. Маковка слетела от сильного ветра. Купол на возвышенном барабане прорезанном высокими окнами с полуциркульным верхом декоративным барабанчиком, с «большим куполком с маковкой ,над которой возвышался крест в 30-е годы был спилен. В1976 году произошел пожар из-за жаркой погоды, крыша и барабанчик сгорели, обнажив цементную основу купола. На кружевах купола нашли себе приют дикие голуби и растения. Находясь на большой высоте деревца все же находят себе достаточно питания для жизни. Судьба колоколов так же неизвестна, возможно, что один из них сейчас звенит в новой Дятьковской церкви. Исчезли красивые железные ограды и кресты. До сих пор сохранились рамы, строительные леса. Нижние окна украшены декоративными железными решетками, выполнение художественной ювюй. На церковную ограду нашлось много хозяев, сквер был уничтожен и остатки ее можно увидеть у Дома Культуры. О судьбе памятника было много написано в центральной, областной и районной газетах. Было обидно ивотчанам, так как с их родителей на строительство этой церкви так же брали один процент с каждого работающего на Ивотской фабрике. Штрафы и даже бракованное оконное стекло шло в казну будущей церкви. Проходя мимо нее, бемские мастера шутили:« Ах, штрахи, наши шрахи!». В настоящее время появилась уверенность, что задумка наших дедов и прадедов воплотится в реальность. Церковь будет достроена. Ее красные стены помнят как в 1941 расстреляли немцы у апсиды алтаря председателя поссовета Сычева Александра, в 1953 году при разрушении апсиды с отбойным молотом погиб Сидоров. Кусок стены с тонну придавил к земле бывшего зека. В 1990 году у церкви нашелся хозяин- настоятель храма иеромонах Тимофей. При нем воздвигнут крест на колокольне, сделана куполообразная крыша, повешены два колокола и появилась крыша. Крышей занимались Кузовков, Натаров. Воздвигали крест в 1992 году Михалев С., Хандешин А. Чеканку на барабанчике выполнил Шойко В. Архитекторами восстановления были Лазарев О., Шойко В.. Все работа велись под непосредственным наблюдением старост Михалевой Тамары и Сидоровой Надежды. Крест работы Кожанова Ф.Н. Фото современного состояния Ивотского храма можно посмотреть здесь - http://historydjatkovo.ucoz.ru/forum/8-28-1 | |
Категория: Мои статьи | Добавил: главный (24.03.2021) | |
Просмотров: 353 | |