Главная » Статьи » Мои статьи

Бесстрашный воздушный ас.

 

В.И.Хрипач

Бесстрашный воздушный ас

В историю Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. навеки вошло имя Героя Советского Союза Виктора Ивано­вича Скрябина – нашего земля­ка, отважного лет­чика.

Он родился 8 ян­варя 1917 г. в городе Дятьково. В 1920 году семья переехала в поселок Це­ментный (г. Фокино с 1964 г.). Его отец Иван Петрович работал на Цементном заводе, мать Аграфена Дми­триевна была домохозяйкой. Они вос­питывали трех сыновей: Ивана, Евге­ния и Виктора. Братья рано остались без отца, он умер в 1927 году после тяжелой болезни. Матери пришлось одной растить ребят.

Младший Виктор, после окончания Цементовской семилетней школы в 1932 году поступил в школу фабрич­но-заводского ученичества (ФЗУ) при Брянском цементном за­воде им. Воровского. В течение двух лет в ней готовили кадры для про­мышленности строительных материа­лов. Окончив школу ФЗУ с отличием, с аттестатом слесаря-ремонтника 5-го разряда он пришел работать в локо­мотивное депо Цементного завода. Спустя некоторое время, после окон­чания курсов стал машинистом паро­воза. Доставлял сырье из карьера на завод и вывозил готовый цемент на железнодорожную станцию.

В середине 1930-х годов в поселке цементников по линии ОСОАВИАХИМа сформировалась группа планеристов. Виктор с детства мечтал стать летчи­ком. Вместе со сверстниками-допри­зывниками он изучал по плакатам и моделям "материальную часть само­лета и пробовал летать на настоящем планере", занимался "физическими тренировками". Все это вырабатыва­ло в юноше самообладание, быстроту ориентации, закаляло волю и сме­лость. Он бредил небом. Осенью 1936 года Виктор пере­шел работать машинистом паровоза на Орджоникидзеградский паровозо­строительный завод "Красный Профинтерн" (ныне ОАО "БМЗ"), чтобы без отрыва от производства зани­маться в Бежицком аэроклубе. На его счету были десятки прыжков с пара­шютом со специальной вышки. Полу­ченные в клубе знания и опыт опреде­лили дальнейшую судьбу.

27 января 1938 г. Виктор добро­вольно ушел служить в Красную Армию. В том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в звании младшего лейте­нанта. Вместе с друзьями курсанта­ми школы Николаем Китаевым и Ива­ном Дольских был направлен для дальнейшего прохождения службы на аэродром Пушкино (Ленинградский военный округ) в 25-й истребитель­ный авиационный полк. Молодые лейтенанты отраба­тывали технику пилотирования само­летов. Но мирная жизнь закончилась с началом советско-финляндской войны (1939-1940 гг.), в которой при­нимали участие и летчики-истребите­ли полка. Двадцатилетний Виктор Скрябин получил первое боевое кре­щение зимой 1940 года.

После окончания военных действий 25-й Краснознаменный авиаполк расквартировался на аэродроме На­сосная. Летчики осваивали "новые самолеты МиГ-3, значительно прево­сходившие по летно-тактическим данным истребители И-16, упорно работали над повышением летного мастерства".

К этому времени Виктор обзавелся семьей, у него подрастал сын Вита­лий. Весной 1941 года он приезжал на побывку домой в родной поселок Цементный. Виктор был стройным, подтянутым, красивым. Его новенькая синяя форма с голубыми петлицами была предметом зависти многих мальчишек рабочего поселка.

Известие о начале войны застало летчиков полка во время июньских летно-тактических учений. Полк "направили на аэродром Кабулети для прикрытия портов Батуми, Поти и Су­хуми. С 5 декабря перебазировали на аэродром Анапа для прикрытия ко­раблей Черноморского флота при высадке нашего десанта на Керчен­ский перешеек и в районе Феодосии и Керчи".

С 9 декабря 1941 г. В.И.Скрябин участвовал в боевых сражениях на Крымском фронте. Благодаря воспоминаниям Николая Трофи­мовича Китаева стали известны неко­торые эпизоды ратной удали его друга. Они все время летали в паре: В.И. Скрябин был ве­домым Н.Т. Китаева. Их связывала крепкая дружба. У них было много об­щего: родились в один год, Виктор – в январе, а Николай – в ноябре 1917 г. в станице Пичуга Волгоградской области. Оба окончили школу ФЗУ, работа­ли на заводе и занимались в аэроклу­бе, вместе оказались в летной школе и с тех пор уже не разлучались.

28 декабря 1941 г. друзья сбили свои первые фашистские самолеты. В тот день четыре истребителя МиГ-3 вы­летели на прикрытие кораблей в районе Феодосии. "Через 15 минут патрулирования в заданном районе, – вспоминал Н.Т.Китаев, – показались двухмоторные бомбардировщики Ю-88 (двенадцать машин). Шли они плотным строем на высоте 300 мет­ров без сопровождения истребите­лей, надеясь, очевидно, на то, что в клубах дыма, которым был закрыт район высадки десанта, останутся не­замеченными. Чтобы сорвать намерение фашистов нанести бомбовый удар по кораблям, требовалось ата­ковать экипажи раньше, чем они нач­нут пикировать на цель. Ведущий группы по­дал команду атако­вать фронтом на встречных курсах и сам ударил по флаг­манскому самолету, сбив его. Я тоже открыл огонь с малой дис­танции. Бомбардировщики стали отворачивать от цели. Проскочив их строй, я круто развернулся влево и, оказавшись у "юнкерса" в хвосте, дал по нему залп со всех огневых точек. Бомбардировщик покачнулся, окутался огнем и чер­ным дымом и рухнул на северной окраине Феодосии... Третьего фашиста уничтожил Виктор Скрябин. В результате энергичных действий нашей четверки ни од­на бомба не упала на корабли. Мы вернулись без потерь".

Впоследствии они успешно вы­полняли задания командования, летая на истребителях разных ти­пов. Каждый сбил несколько са­молетов противника. В апреле 1942 года на груди у В.И.Скрябина засверкал орден Красного Знамени, а в октябре - орден Красной Звезды, которым награждали "за особую храб­рость, самоотверженность и му­жество, проявленные при защите социалистического Отечества" и "за большие заслуги в деле обо­роны СССР".

23 ноября 1942 г. старшие лейте­нанты, боевые летчики В.И.Скря­бин и Н.Т. Китаев на новых скоростных истребителях Ла-5 при­были с заводского аэродрома Тбилиси в 131-й истребитель­ный авиаполк, сражавшийся на Северо-Кавказском фронте в со­ставе 217-й авиадивизии 4-й воздушной армии. Н.Т.Китаева назначили командиром второй эскадрильи, а В.И.Скрябина – его заместителем и штурманом. Из полковой хроники, воссоздаю­щей картину событий тех грозных военных лет, стало известно, что друзья "особенно отличились" в воздушных боях, прикрывая бое­вые действия 9-й армии в районе Кирово-Фиагдон-Архонская. 27 ноября они уничтожили по одно­му "мессершмитту". 28 ноября четверка истребителей под командованием Н.Т. Китаева сопровождала шесть бомбарди­ровщиков в район Орджоникидзе. Заметив, что два "мессершмитта" пытаются подойти к самолету командира эскадрильи, наши летчики атаковали их на дистанции 50 метров. В.И.Скрябин ринулся на помощь другу и уничтожил одного "мессера". В тот же день он снова поднялся в небо и сбил еще одного "фашиста". Летчик показал "высокое мастерство и героизм", уничтожив за два дня три вражеских самолета и обеспечив нашей авиации успешное выполнение боевой задачи.

1 декабря 1942 г. боевые друзья вступили в неравную схватку с двенадцатью "мессершмиттами". Они сбили по одному самолету противника и отогнали остальных от наших штурмовиков.

5 декабря Виктор Иванович одержал победу в смертельной дуэли с ненавистным врагом: после его атаки еще один "фриц" камнем пошел вниз, оставляя за собой шлейф огня и дыма. После возвращения на аэродром ему первому из отличившихся в сражении летчиков вручили партийный билет члена ВКП(б). Получая его, "бесстрашный летчик-ас заявил: "Эту честь я оправдаю в боях". Только за 10 дней ожесточенных боев летчики эскадрильи уничтожили более двадцати вражеских самолетов, и в этом была немалая заслуга В.И.Скрябина. "Полк разгромил "бриллиантовую" эскадру "Удет", присланную Герингом из берлинской школы воздушных снайперов". Эта группа почти полностью была уничтоже­на в битве за Кавказ. С каждым днем рос счет боевых побед храбрейшего летчика. Taк, 30 января 1943 г. "при штурмов­ке ж.д. эшелонов на станции Сосыка тов. Скрябин беспощадно уничтожал фашистов, расстреливая их в упор с высоты 5-10 метров. В этой штурмовке уничтожил до 10 солдат, одну автомашину и расстрелял один паровоз, находившийся под парами".

Выступая 8 февраля 1943 г. на митинге, посвящен­ном преобразованию 131-го авиаполка в 40-й гвардейский истребительный авиационный полк, старший лейтенант В.И.Скрябин сказал: "... мы будем беспощадно уничтожать фашист­ские самолеты в воздухе и на зе­мле. Не посра­мим чести гвар­дейцев. В пред­стоящих воз­душных боях по­беда будет ос­таваться только за нами". Он подкрепил эти слова делом уже 13 февраля, штурмуя боль­шое скопление вражеских авто­машин "до 200-300 единиц и до 150 повозок" на одной из во­енных дорог.

Известны еще несколько эпи­зодов из его боевой биогра­фии. 16 февра­ля вместе с Н.Т. Китаевым на высоте 2000 метров они обнаружили фашистский самолет-разведчик, который после двух их атак, объятый пламенем, рухнул на землю.

27 февраля, "выполняя задание на прикрытие своих войск и раз­ведку, в первом и во втором вы­лете сбил два Ю-52 с грузом бо­еприпасов", на следующий день – еще один "юнкерс". Так в тече­ние двух дней вражеская авиация потеряла три транспортных са­молета.

С января по март 1943 года летчик-истребитель В.И.Скрябин, "пре­следуя отступающего противника и прикрывая свои наземные вой­ска с ожесточенными воздушны­ми боями" прошел вместе с пол­ком боевой путь от станицы Нестеровской (под Владикавказом) до станицы Днепровской Красно­дарского края.

4 марта 1943 г. "за проявленное мужество и героизм в боях с не­мецким фашизмом" гвардии старший лейтенант В.И.Скрябин был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. В наградном листе указывалось, что "с декабря 1941 года, летая на боевых самолетах И-16, МИГ-3, ЛАГГ-3 и ЛА-5, произвел 198 боевых вылетов с налетом 183 часа. Провел 33 воздушных боя, в которых лично сбил 11 самолетов противника и в группе 3... Участ­вовал в 11 штурмовках войск противника, в которых уничтожил 5 автомашин, до 50 солдат и офи­церов, один танк... 61 раз летал на разведку тылов и переднего края противника, из них 16 раз выявлял расположение врага дерзкой штурмовкой и всегда до­ставлял точные ценные сведения о противнике командованию. 25 раз корректировал огонь артил­лерии, которая наносила меткие удары по врагу. 43 раза сопрово­ждал штурмовиков и бомбарди­ровщиков в ударной группе, из них во время сопровождения провел 13 воздушных боев с ис­требителями противника, в кото­рых сбил четыре Ме-109Ф. Ни одного раза не допустил против­ника к прикрываемым штурмови­кам и бомбардировщикам... За это время пока­зал себя бесстрашным воином, советским воздушным асом".

Вик­тор Иванович не имел ра­нений и кон­тузий. Отли­чался хладнокровием, смелостью и выдержкой, мастерски владел бое­вой техникой. Свой послед­ний воздуш­ный бой он провел в не­бе над Куба­нью. Погиб в неравной схватке с чи­сленно превосходящим противником 12 апреля 1943 г. Ему было всего лишь 26 лет. Он прожил короткую, но яр­кую жизнь во славу Отечества. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. Ви­ктор Иванович Скрябин удостоен высшей степени отличия Родины – звания Героя Советского Союза (ордена Ленина и медали "Золо­тая звезда").

Война не пощадила братьев Скрябиных, все трое погибли на фронте. Безутешно было горе их матери Аграфены Дмитриевны, но ее поддерживали земляки и бое­вые товарищи младшего сына. "... Вместе с Вами, – писал ей зам. командира по политчасти гвардии майор Шатилов 6 апреля 1945 г., – разделяем Ваше горе. Ваш сын Виктор Иванович был одним из лучших летчиков нашей части, он заслуженно пользовался среди нас хорошим деловым ав­торитетом и заслуживал похвалы за его боевую летную работу в борьбе против немецких захват­чиков. Мы радовались его мас­терству, когда он поднимался в воздух и не удивлялись, когда он в неравных воздушных боях с не­мецкими захватчиками выходил победителем. Каждый раз, когда он вылетал на боевые задания, немецкие стервятники навечно шли в землю... Ни одна тысяча немцев от смертельных ударов канула в вечность..."

Жене Виктора Ивановича – Хильме Ивановне, проживавшей в Ленинграде, в апреле 1946 года пришло письмо от Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. Шверника: "...По сооб­щению военного командования гвардии старший лейтенант Скрябин Виктор Иванович в боях за Советскую Родину погиб смер­тью храбрых... Посылаю Вам и вашему сыну Виталию грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении В.И.Скряби­ну звания Героя Советского Союза для хранения как память о му­же и отце – герое, подвиг которо­го никогда не забудется нашим народом". Грамота датируется 2 апреля 1946 г., но в ней, как и в наградном листе, не указано, что он удостоен звания Героя «посмертно».

Во время встреч с жителями г. Фокино, знавшими семью Скря­биных, было высказано предполо­жение о том, что Виктор Иванович остался жив. Так в справке Дятьковского райвоенкомата, выдан­ной его матери Аграфене Дмит­риевне 25 февраля 1945 г. "для предъявления местным совет­ским организациям", сообщалось, что ее сын "в бою с немецкими захватчиками пропал без вести 12 апреля 1943 года", а не погиб.

Соседи А.Д.Скрябиной вспом­нили, что, якобы, после войны к ней приезжали на машине воен­ные и предлагали поехать к сыну в госпиталь, но она отказалась, сославшись на то, что не выдер­жит этой встречи. Вместо нее ез­дил Алексей Михайлович Горнев, но он не узнал в изувеченном че­ловеке своего друга детства и школьного товарища.

А.А.Зорин, возглавлявший по­исковую группу "Подвиг" Фокинского СПТУ №13 (ныне Фокинский профессиональный лицей), встречался с ветеранами 40-го гвардейского авиаполка и женой В.И.Скрябина.

Бывшие однополчане рассказы­вали, что тяжело раненного Вик­тора Ивановича нашли партизаны и переправили на военно-транс­портном самолете на Большую землю. Ему ампутировали руки и ноги и направили на лечение в госпиталь на остров Валаам. К сожалению, никаких документов подтверждающих это найти не удалось.

В сборнике "Сороковой гвар­дейский: Боевой путь полка…" приводятся данные о боевой деятельности В.И.Скрябина и опубликованы воспо­минания оставшегося в живых Героя Советского Союза Н.Т.Ки­таева. Но нет ни одного слова об об­стоятельствах его гибели, хотя подробно рассказывается о тя­желых потерях других боевых то­варищей.

Жена В.И.Скрябина, вплоть до 1959 года, ежегодно получала по­здравительные открытки с днем рождения, которые она бережно хранила. Несмотря на то, что они были написаны женским почер­ком (видимо, кем-то из медперсо­нала госпиталя), она была уве­ренна, что они от мужа. Неоднократно пыталась узнать правду о его судьбе, встречалась с министром обороны, но так и не полу­чила никакой информации.

Фокинцы чтят память о героичес­ком земляке. Его именем названа одна из улиц города. По крупи­цам собирали материал о В.И. Скрябине юные краеведы Фокинской восьмилетней школы под руководством учительницы, вете­рана войны М.И.Семиной – осно­вателя Музея боевой славы.

Благодаря энтузиазму и кро­потливой поисковой работе пре­подавателей Фокинского СПТУ №13 А.А.Зорина, Н.Ф.Евсиковой и учащихся был открыт музей Ге­роя Советского Союза В.И. Скря­бина, в котором собран интерес­ный материал о его жизни. Све­дения о нем были представлены и в экспозиции музея ЗАО «Мальцовский портландцемент».

По инициативе цементников-ветеранов Великой Отечественной войны 9 мая 2007 г. у Вечного огня в городе Фокино был открыт памятник В.И.Скрябину. Символично, что через год, в День Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками родину прославленного деда посетил его внук – капитан атомного ледокола «Вайгач» Александр Витальевич Скрябин. Он встретился с ветеранами войны, посетил музей в Фокинском профессиональном лицее и передал в дар краеведам подлинные семейные документы и фотографии. Встреча была неожиданной и незабываемой. Род Скрябиных продолжается…

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: главный (07.11.2017)
Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar