Главная » Статьи » Мои статьи

Алексей Артемов. Наследие Рославльских старцев.

Наследие Рославльских старцев

 

Русская православная церковь на протяжении всей отечественной истории играла особую, очень важную роль. Следует отметить, что в те периоды, когда светская власть находила поддержку и понимание у власти церковной, российское общество и государство были на подъеме, решали важнейшие политические задачи. И, напротив, периоды конфликтов между светской и духовными властями отмечены в истории России упадком, внутренними кризисами, войнами.

Большую роль в жизни православной Руси и России играли монастыри. В монастырь приходили люди, желавшие посвятить себя Богу. Они оставались здесь, становились монахами. Жизнь монаха - это труд, молитва, забота о ближнем. Монастыри являлись центрами духовной культуры и просвещения.

Иногда случалось, что монахи из монастырей уходили жить в пустыни. Пустынь - это то место, где есть возможность уединиться с Богом. Обычно уходя жить в удаленные, глухие места, живя в лесах, пустынники старались как можно меньше общаться с внешним миром.

Крупным центром, где селились эти пустынники-иноки стали места в бассейне р. Десны, на стыке Орловской, Смоленской и Калужской губерний. Здесь росли густые труднопроходимые Жиздринские и Брянские леса, что и привлекало отшельников. Многие селились в Рославльском уезде Смоленской губернии. Именно в Рославльских лесах, начиная с середины 18 века, более полстолетия находился центр пустынножительства, расцвет которого пришелся на первую половину 19 века.

Отшельники жили в пустыньках, разбросанных по лесу друг от друга на некотором расстоянии, часто группами по 5-8-10 чел. Они не обитали изолированно, без общения, а занимались духовным просвещением людей.

Из Рославльских лесов по ряду причин монахи начали переходить в другие места России, распространяя свет своего учения и приобретенный духовный опыт.

Многие настоятели монастырей обращались к Рославльским пустынникам за помощью в улучшении монастырской жизни, устроении скитов. За истинно подвижническую жизнь некоторым рославльским пустынникам было предложено организовать управление скитом недалеко от Свято-Введенской Оптиной пустыни, получившим позднее название Иоанно-Предтеченского. Под руководством бывших рославльских пустынников братьев Моисея и Антония Путиловых Оптина пустынь стала крупнейшим духовным центром всего православного мира и остается таковой до сегодняшнего времени.

Некоторые из монахов перешли жить в соседние густые, заболоченные и труднопроходимые Жиздринские леса. В качестве нового места для осуществления своих молитвенных и трудовых подвижнических подвигов выбрал эти леса и рославльский пустынник старец Мелхиседек. Он поселился в Хатожской лесной даче Семиревской волости Жиздринского уезда Калужской губернии, принадлежавшей промышленникам Мальцовым. Старец Мелхиседек стал первым жильцом и основателем поселения пустынножителей, впоследствии получившего его имя. В этом скиту на протяжении 19 века жили его последователи вплоть до официального создания монастыря на этом месте.

Рядом с селом Троицкое Куйбышевского района, у родника, в месте называемом «Монахов колодец», проживал пустынник, который относится также к рославльским подвижникам. Это схимонах Авраамий Жиздринский, длительное время несший подвиг старчества.

А теперь хочется рассказать о том, что сейчас происходит на территории некоторых районов, где совершали свой подвиг рославльские пустынники, что делается сегодня для сохранения памяти о тех, кто молился о спасении России и всех нас.

Потомки, наши современники помнят и чтят духовные труды рославльских пустынников. В 2001 г. постановлением Рославльской районной думы, местность именуемая «Монахов ров» с могилой схимонаха Никиты включена в число наиболее важных объектов культурно-исторического наследия района. Стараниями руководства и коллектива Смоленской атомной электростанции благоустроено место погребения о. Никиты. Над колодцем, выкопанным старцем, установлен деревянный сруб. Также установлен крест с мемориальной доской на месте захоронения пустынника старца о. Феофана. В последнее время в Моисееву пустынь, где захоронены о. Никита и о. Феофан, часто приезжают монахи Рославльского Спасмо-Преображенского монастыря и из Оптиной пустыни.

Рославльские леса дали большое количество местночтимых святых, а некоторые причислены к лику общероссийских святых (например, Зосима Верховский). В 2016 г. на заседании Священного Синода РПЦ были причислены к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии схимонахи Никита и Феофан, пустынножители Рославльских лесов.

Значительно изменилась в лучшую сторону и обстановка вокруг источника с. Луги Рославльского района, в окрестностях которого также проживали пустынники. У этого источника 300 лет назад была явлена чудодейственная икона Святителя Николая Угодника. Регулярно родник посещают тысячи паломников из Смоленска, других регионов России и других стран. В 2004 г. была сотворена новая икона, установлен поклонный крест, построены часовня, колодец, купель и положено начало возрождению традиции крестных ходов.

Не остается без внимания и территория у Мелхиседековой пустыни в Кировском районе Калужской области. Уже в нулевые годы были обретены мощи о. Мелхиседека и над ними братией Брянской Белобережской пустыни установлен деревянный крест с гранитной доской. Кировским городским музеем, энтузиастами, краеведами делаются попытки включить этот памятник в число объектов культурного наследия, поставить его под местную охрану и сделать доступным для посещения паломниками и другими туристами в сфере религиозного, познавательного и аграрного туризма. Несколько лет ежегодно Кировский музеем и местным отделением Русского Географического общества предпринимаются полевые экспедиции на место монастыря. Помечены подходы к монастырю для ориентировки пеших и автотуристов, проложены мостки и клади через ручей. Делаются предварительные обмеры руин здания, и осуществляется фотофиксация местности. Проводятся небольшие раскопки по освобождению фундаментов храма от земли и растительности, ведется частичное благоустройство с прокладкой удобных пешеходных троп и расчисткой территории. Активнейшим образом продолжается поиск, накопление и введение новых фактов и свидетельств в исследовательский оборот. Желающие могут принять участие в исследованиях, экспедициях, обратившись в Кировский музей.

На территории Куйбышевского района Калужской области также хранят память о Рославльских старцах. В 2016 г. по благословению управляющего Песоченской и Юхновской епархии архиепископа Максимилиана, по инициативе, проектам и активном участии исследователя Алексея Аркадьевича Оленичева была изготовлена, торжественно открыта и освящена мемориальная доска на часовне в с. Троицкое Куйбышевского района. Таким образом был зафиксирован исторический факт проживания в местечке «Монахов колодец» недалеко от с. Троицкое и принадлежность схимонаха Авраамия Жиздринского к известным и почитаемым рославльским пустынникам.

Несколько лет назад благодаря стараниям матушки Иосифы началось активное возрождение Казанского Боголюбивого Белокопытовского женского монастыря в д. Новодяглево, созданного в 19 веке по благословлению рославльского старца Авраамия Жиздринского. За относительно короткий промежуток времени возвели деревянную церковь, часовню, колодец и другие постройки. В прошлом году прошли торжественные мероприятия, состоялось архиерейское богослужение в монастыре по случаю 125-летия со дня открытия обители. Был совершен Крестный ход от «Монахова колодца» в с. Троицкое, до восстанавливаемого монастыря.  В этом году проведены торжественные мероприятия по случаю закладки фундамента каменного Казанского храма. Любой желающий может посетить «Монахов колодец», монастырь, оказать посильную помощь в восстановлении обители.

Алексей Артемов, Кировский историко-краеведческий музей Калужской области.

Категория: Мои статьи | Добавил: главный (02.08.2019)
Просмотров: 335